1. Общие положения
1.1. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Уфимская общеобразовательная школа-интернат с первоначальной
лётной подготовкой имени дважды Героя Советского Союза Гареева
Мусы Гайсиновича» безвозмездно передано в государственную
собственность Республики Башкортостан и переименовано в
государственное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Башкирский кадетский корпус имени дважды Героя Советского Союза
Мусы Гайсиновича Гареева» (далее – Учреждение) в соответствии с
распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 29.08.2025
№ 1095-р.
1.2. Официальное наименование Учреждения:
полное:
государственное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Башкирский кадетский корпус имени дважды Героя
Советского Союза Мусы Гайсиновича Гареева»;
сокращенное: ГБОУ БКК имени дважды Героя Советского Союза
М.Г. Гареева.
1.3. Место нахождения Учреждения:
юридический адрес: 450010, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.
Летчиков 2/4.
фактический адрес: 450010, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.
Летчиков 2/4.
Организационно - правовая форма Учреждения:
государственное бюджетное учреждение.
Тип Учреждения:
общеобразовательная организация.
1.4. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной
для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации,
предусмотренных
законодательством
Российской
Федерации
полномочий Министерства просвещения Республики Башкортостан
(далее государственный орган) в сфере образования.
1.5. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в
ведомственном подчинении Министерства просвещения Республики
Башкортостан.
Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет
Министерство просвещения Республики Башкортостан (далее Учредитель). Отношения между Учреждением, Главным управлением
МЧС России по Республике Башкортостан и Министерством обороны РФ
определяются договором.
Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от
имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных
и имущественных отношений Республики Башкортостан.
2
Учреждение приобретает права юридического лица с момента его
государственной регистрации.
1.6. Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное
имущество, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
1.7. Учредитель Учреждения устанавливают форму одежды кадет,
правила ее ношения и знаки различия.
1.8. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе от
своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять
имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
1.9. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем
находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как
закрепленным за Учреждением собственником имущества, за
исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за
Учреждением собственником этого имущества или приобретенного за
счет выделенных собственником имущества Учреждения средств, а также
недвижимого имущества.
1.10. Республика Башкортостан не несет ответственности по
обязательствам Учреждения. Учреждение не отвечает по обязательствам
Республики Башкортостан.
1.11. Образовательная организация может иметь в своей структуре
различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление
образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности
реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима
пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения,
факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и
курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические
подразделения, лаборатории, учебно-производственные комплексы,
учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебноопытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебнодемонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные
цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные
концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки,
музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные
спортивные
клубы,
общежития,
интернаты, психологические и
социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную
адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные
предусмотренные локальными нормативными актами образовательной
организации структурные подразделения).
1.12. Структурные подразделения образовательной организации, в
том числе филиалы и представительства, не являются юридическими
лицами и действуют на основании устава образовательной организации и
положения
о
соответствующем
структурном
подразделении,
утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной
3
организации. Осуществление образовательной деятельности в
представительстве образовательной организации запрещается.
1.13. Учреждение в своей деятельности руководствуется
Конституцией и законами Российской Федерации, Конституцией и
законами Республики Башкортостан, указами Президента Российской
Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, указами
Главы Республики Башкортостан, решениями Правительства Республики
Башкортостан, нормативными правовыми актами Министерства
просвещения Российской Федерации, Министерства просвещения
Республики Башкортостан, а также настоящим Уставом.
1.14. Учреждение обеспечивает создание и ведение официального
сайта в сети Интернет.
2. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения
2.1. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с
предметом и целями деятельности, определенными законодательством и
настоящим Уставом.
2.2. Предметом деятельности Учреждения является реализация
гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение
основного общего, среднего общего образования, интегрированного с
дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью
подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной
государственной службе.
2.3. Целями деятельности Учреждения являются:
- обеспечение и защита конституционных прав граждан на
образование;
- создание условий для интеллектуального, культурного,
физического и духовно-нравственного развития, адаптации к жизни в
обществе;
- создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к
военной или иной государственной службе в рядах вооруженных сил
Российской Федерации, в подразделениях Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом исторических
традиций российских кадетских корпусов.
2.4. Для выполнения поставленных целей Учреждение осуществляет
следующие виды деятельности:
- реализация общеобразовательных программ основного общего и
среднего общего образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, обеспечивающих
подготовку обучающихся по предметам;
- реализация дополнительных общеобразовательных программ.
4
2.5. Государственное задание для Учреждения в соответствии с
предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности
формирует и утверждает Учредитель.
Учреждение осуществляет в соответствии с государственным
заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному
социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением
работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности
в сфере образования.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного
задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение
государственного задания, в течение срока его выполнения
осуществляется
только
при
соответствующем
изменении
государственного задания.
2.6. Отдельные виды деятельности могут осуществляться
Учреждением только на основании специальных разрешений (лицензий).
Перечень этих видов деятельности определяется федеральным
законом.
3. Имущество и финансовое обеспечение Учреждения
3.1.
Имущество
Учреждения
является
государственной
собственностью Республики Башкортостан и закрепляется за ним на
праве оперативного управления.
Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением
своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного
(бессрочного) пользования.
3.2. Учреждение вправе владеть и пользоваться переданным на праве
оперативного управления государственным имуществом в порядке,
установленном законодательством и настоящим Уставом.
3.3. Учреждение не вправе размещать денежные средства на
депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с
ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными
законами.
Учреждение не вправе совершать сделки, возможным последствием
которых является отчуждение либо обременение имущества,
закрепленного за Учреждением, или имущества, приобретенного за счет
средств, выделенных Учреждению из федерального бюджета, бюджета
Республики Башкортостан, бюджета государственного внебюджетного
фонда, если иное не установлено законодательством.
3.4. Крупная сделка может быть совершена Учреждением только с
предварительного согласия Учредителя.
Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных
сделок, связанных с распоряжением денежными средствами,
5
отчуждением иного имущества (которым в соответствии с
законодательством Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а
также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при
условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или
передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой
стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его
бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
3.5. Сделки Учреждения, в совершении которых имеется
заинтересованность, осуществляются с предварительного уведомления и
одобрения указанных сделок Учредителем.
3.6. Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться
особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним
собственником или приобретенным Учреждением за счет средств,
выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а
также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся
у него на праве оперативного управления, Учреждение вправе
распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено
федеральным законом.
3.7. Передача Учреждением некоммерческим организациям в
качестве их учредителя или участника денежных средств и иного
имущества, за исключением особо ценного движимого имущества,
закрепленного за ним собственником или приобретенного Учреждением
за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого
имущества, а также недвижимого имущества осуществляется с согласия
Учредителя.
3.8. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
Учреждения являются:
имущество, переданное собственником или уполномоченным
органом в установленном порядке;
средства бюджета Республики Башкортостан;
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
другие, не запрещенные законом поступления.
3.9. При осуществлении права оперативного управления имуществом
Учреждение обязано:
зарегистрировать в установленном порядке право оперативного
управления закрепленным за ним недвижимым имуществом;
эффективно использовать имущество;
обеспечивать сохранность и использование имущества строго по
целевому назначению;
не допускать ухудшения технического состояния имущества (это
требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным
износом данного имущества в процессе эксплуатации);
6
осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, при этом
не подлежат возмещению любые произведенные расходы по улучшению
имущества.
3.10. Имущество Учреждения, закрепленное на праве оперативного
управления, может быть изъято у него полностью или частично
собственником имущества или уполномоченным им органом в случаях,
предусмотренных законодательством.
3.11. Контроль за использованием по назначению и сохранностью
имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного
управления, осуществляет Министерство земельных и имущественных
отношений Республики Башкортостан, а также Учредитель в
установленном законодательством порядке.
3.12. Учреждение имеет лицевые счета, открытые в Министерстве
финансов Республики Башкортостан.
3.13. Финансовое обеспечение выполнения государственного
задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета
Республики Башкортостан.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания
осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого
имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за
Учреждением Учредителем или приобретенных за счет средств,
выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества,
расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по
которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные
участки.
В случае сдачи в аренду с согласия Учредителя недвижимого
имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за
Учреждением Учредителем или приобретенных за счет средств,
выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества,
финансовое обеспечение содержания такого имущества Учредителем не
осуществляется.
Финансовое обеспечение осуществления Учреждением полномочий
Учредителя по исполнению публичных обязательств перед физическим
лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в
порядке, устанавливаемом Правительством Республики Башкортостан.
4. Организация деятельности Учреждения
4.1. Учреждение самостоятельно осуществляет определенную
настоящим Уставом деятельность в соответствии с законодательством.
4.2. К компетенции Учреждения относятся:
1) разрабатывать и принимать локальные нормативные акты
Учреждения;
7
2)
материально-техническое
обеспечение
образовательной
деятельности,
оборудование
помещений
в
соответствии
с
государственными и местными нормами, и требованиями, в том числе в
соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами;
3) предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчета
о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а
также отчета о результатах само обследования;
4) установление штатного расписания;
5) принимать на работу работников, заключать с ними и расторгать
трудовые договора, распределять должностные обязанности, создавать
условия
и
организацию
дополнительного профессионального
образования работников;
6) разрабатывать и утверждать образовательные программы
Учреждения;
7) принимать обучающихся в Учреждение;
8) определять списки учебников в соответствии с утвержденным
федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ основного общего, среднего общего
образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию
при реализации общеобразовательных программ;
9) осуществлять текущий контроль успеваемости и промежуточной
аттестации кадет, устанавливать их форму, периодичность и порядок
проведения;
10) вести индивидуальный учет результатов освоения кадетами
общеобразовательных программ, а также хранение в архивах Учреждения
информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных
носителях;
11) использовать и совершенствовать методы обучения и
воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
12) проводить самообследования, обеспечивать функционирование
внутренней системы оценки качества образования;
13) обеспечивать необходимые условия содержания кадет в
Учреждении;
14) создавать необходимые условия для охраны и укрепления
здоровья, организации питания кадет и работников Учреждения;
15) создавать условия для занятия кадетами физической культурой и
спортом;
18) приобретение или изготовление бланков документов об
образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в
учении" I или II степени;
19) содействовать деятельности общественных объединений кадет,
родителей (законных представителей) кадет, осуществляемой в
8
Учреждении и не запрещенной законодательством Российской
Федерации;
20) организовывать научно-методическую работу, в том числе
организацию и проведение научных и методических конференций,
семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта
Учреждения в сети "Интернет";
22) вести консультационную, просветительскую деятельность,
деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не
противоречащую целям создания Учреждения деятельность.
23) создавать с согласия Учредителя филиалы и представительства с
правом открытия лицевых счетов. Филиалы и представительства
Учреждения не являются юридическими лицами. Они наделяются
имуществом создавшего их Учреждения и действуют на основании
утвержденного Учреждением положения. Имущество филиала и
представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе
создавшего их Учреждения. Руководители филиала и представительства
назначаются руководителем Учреждения и действуют на основании
доверенности, выданной Учреждением. Ответственность за деятельность
своих филиалов и представительств несет Учреждение.
4.3. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в
соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным
в установленном законодательством порядке планом финансовохозяйственной деятельности Учреждения;
2) представлять Учредителю расчет предполагаемых расходов на
содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого
имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или
приобретенных за счет средств, выделенных ему Учредителем на
приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве
объекта налогообложения по которым признается соответствующее
имущество, в том числе земельные участки, а также финансового
обеспечения развития Учреждения в рамках программ, утверждаемых в
установленном порядке;
3) нести ответственность согласно законодательству за нарушение
договорных, расчетных обязательств;
4) возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием
земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды,
нарушением
правил
безопасности
производства,
санитарногигиенических норм и требований по защите здоровья работников,
населения и потребителей продукции (работ, услуг);
5) создавать для своих работников безопасные условия труда и нести
ответственность в установленном законодательством порядке за вред,
причиненный работнику увечьем, профзаболеванием, либо иное
9
повреждение здоровья, связанное с исполнением работником трудовых
обязанностей;
6) нести ответственность за сохранность и использование в
установленном порядке документов (управленческих, финансовохозяйственных, по личному составу и др.);
7) обеспечивать передачу на государственное хранение в архивные
фонды документов, имеющих научно-историческое значение, в
соответствии с перечнем документов, согласованным в установленном
законодательством порядке;
8) отчитываться о результатах деятельности Учреждения и об
использовании закрепленного за ним государственного имущества в
порядке, определяемом Учредителем;
9) осуществлять оперативный бухгалтерский учет результатов своей
деятельности, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность в
порядке и сроки, установленные законодательством;
10)
обеспечивать
реализацию
в
полном
объеме
общеобразовательных программ, соответствие качества подготовки кадет
установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств,
методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
кадет;
11) создавать безопасные условия обучения, воспитания кадет,
присмотра и ухода, и их содержания в соответствии с установленными
нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье кадет, работников
Учреждения;
12) соблюдать права и свободы кадет и их родителей (законных
представителей), работников Учреждения.
13) осуществлять мероприятия по мобилизационной подготовке в
установленном законодательством порядке;
4.4. Учреждение несет ответственность в установленном
законодательством Российской Федерации порядке за:
1) невыполнение или ненадлежащее выполнение функций,
отнесенных к ее компетенции;
2) за реализацию не в полном объеме общеобразовательных
программ в соответствии с учебным планом;
3) качество образования своих выпускников;
4) за жизнь и здоровье кадет, работников Учреждения.
За искажение государственной отчетности должностные лица
Учреждения несут установленную законодательством дисциплинарную,
административную и уголовную ответственность.
За нарушение или незаконное ограничение права на образование и
предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод
кадет, родителей (законных представителей) кадет, нарушение
требований к организации и осуществлению образовательной
10
деятельности Учреждение и ее должностные лица несут
административную ответственность в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Управление Учреждением
5.1. Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности.
5.2. Единоличным исполнительным органом Учреждения является
его руководитель (директор, начальник), назначаемый и освобождаемый
от должности Учредителем.
Трудовой договор с руководителем Учреждения заключается в
порядке, установленном статьей 275 Трудового кодекса Российской
Федерации.
5.3. Директор имеет право:
действовать без доверенности от имени Учреждения, представлять
его интересы в государственных органах и организациях;
назначать заместителей по согласованию с Учредителем;
назначать на должность и освобождать от должности работников,
заключать с ними трудовые договоры;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной
ответственности в порядке, установленным Трудовым кодексом
Российской Федерации, иными федеральными законами;
осуществлять поощрение работников Учреждения, устанавливать
надбавки и доплаты к должностным окладам и ставкам согласно
действующего законодательства.
5.4. Директор обязан:
соблюдать и обеспечивать соблюдение требований законодательства
Российской Федерации и Республики Башкортостан, Устава Учреждения;
обеспечивать своевременную выплату заработанной платы, надбавок
и иных выплат работникам Учреждения;
обеспечивать использование бюджетных и внебюджетных средств
Учреждения в порядке, установленном законодательством и Уставом
Учреждения;
обеспечивать
реализацию
основных
и
дополнительных
общеобразовательных программ;
обеспечивать соблюдение договорных обязательств Учреждения;
создавать условия, обеспечивающие участие работников в
управлении Учреждением;
своевременно выполнять предписания государственных надзорных и
контрольных органов, не допускать повторных нарушений;
обеспечивать и осуществлять контроль обеспечения охраны труда и
техники безопасности работников и кадет Учреждения.
11
5.4.1 К компетенции директора относится:
утверждение программы развития Учреждения и организация работы
коллектива по ее реализации;
утверждение
плана
финансово-хозяйственной
деятельности
Учреждения, его бухгалтерской налоговой, статистической и иных видов
отчетности и регламентирующих деятельность Учреждения локальных
нормативных актов Учреждения и обеспечение своевременного
предоставления их в уполномоченные и компетентные органы;
выдача доверенностей на право представительства от имени
Учреждения, в том числе с правом передоверия;
распоряжение имуществом Учреждения, в пределах, установленных
настоящим Уставом, заключение договоров;
открытие лицевых счетов Учреждения;
издание приказов и дача указаний, в пределах своей компетенции,
обязательных для исполнения всеми работниками и кадетами
Учреждения;
5.5. Директор несет ответственность за:
за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и
организационно-хозяйственной деятельностью Учреждения;
жизнь и здоровье кадет и работников Учреждения, соблюдения
охраны
труда
и
техники
безопасности
в
установленном
законодательством порядке;
условия проживания и безопасности кадет, проживающих в
Учреждении;
нецелевое
использование
средств
бюджета
Республики
Башкортостан и средств;
ущерб в размере убытков, причиненных в результате совершения
крупной сделки с нарушением требований законодательства, независимо
от того, была ли эта сделка признана недействительной;
другие нарушения бюджетного законодательства Российской
Федерации.
Директор может быть привлечен к административной, уголовной,
дисциплинарной и материальной ответственности в порядке и по
основаниям, которые установлены законодательством.
5.6. Директор Учреждения назначается и освобождается от
должности Учредителем.
5.7. Кандидат на должность директора Учреждения должен иметь
высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям,
указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим
должностям руководителей образовательных организаций и (или)
профессиональным стандартам.
5.8. Запрещается занятие должности директора Учреждения лицами,
которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям,
установленным трудовым законодательством.
12
5.9. Кандидат на должность директора Учреждения проходит
обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации
кандидата на должность директора Учреждения устанавливаются
Учредителем.
5.10. Должностные обязанности директора Учреждения не могут
исполняться по совместительству.
Директор Учреждения, по согласованию с Учредителем может
совмещать должность с другими должностями, в том числе заниматься
преподавательской работой.
5.11. В Учреждении создаются следующие коллегиальные органы
управления:
- Общее собрание работников Учреждения;
- Педагогический совет;
- Методический совет;
- Управляющий совет.
Коллегиальные органы
управления
Учреждением вправе
самостоятельно выступать от имени Учреждения, действовать в
интересах Учреждения добросовестно и разумно, осуществлять
взаимоотношения с органами власти, организациями и общественными
объединениями исключительно в пределах полномочий, определенных
настоящим уставом, без права заключения договоров (соглашений),
влекущих материальные обязательства Учреждения.
Коллегиальные органы управления Учреждением вправе выступать
от имени Учреждения на основании доверенности, выданной
председателю либо иному представителю указанных органов директором
Учреждения в объеме прав, предусмотренных доверенностью.
В случае нарушения принципа добросовестности и разумности
виновные представители несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
5.12. Общее собрание работников Учреждения (далее – Общее
собрание) является постоянно действующим коллегиальным органом
управления Учреждения. Общее собрание создается на основании Устава
Учреждения в целях расширения коллегиальных, демократических форм
управления, реализации права работников Учреждения на участие в
управлении, а также развития и совершенствования образовательной
деятельности Учреждения.
5.13. В состав Общего собрания входят все работники Учреждения.
На каждом заседании Общего собрания избирается председатель и
секретарь собрания для ведения протокола собрания.
5.14. Общее собрание собирается не реже двух раз в год. Общее
собрание считается собранным, если на его заседании присутствует 50%
и более от числа работников образовательной организации.
5.15. К компетенции Общего собрания относится:
13
участие в разработке и принятии Коллективного договора, Правил
внутреннего трудового распорядка, Устава учреждения, изменений и
дополнений к ним;
принятие иных локальных актов, регламентирующих деятельность
Учреждения, предусмотренных Уставом Учреждения;
разрешение конфликтных ситуаций между работниками и
администрацией Учреждения;
контроль за своевременностью предоставления отдельным
категориям кадетов, дополнительных льгот и видов материального
обеспечения,
предусмотренных
законодательством
Российской
Федерации и иными нормативными актами;
контроль за работой столовой и медицинского пункта в целях охраны
и укрепления здоровья кадет и работников Учреждения;
контроль за выполнением Устава Учреждения, внесение
предложений по устранению нарушений Устава.
5.16. Общее собрание принимает решение открытым голосованием
простым большинством голосов. Решения Общего собрания
оформляются протоколом и принимают обязательный характер после
утверждения приказом директора Учреждения.
5.17. Педагогический совет является постоянно действующим
органом коллегиального управления Учреждения, формируемым из
штатных педагогических работников Учреждения, для рассмотрения
основных вопросов образовательной деятельности.
5.18. В состав Педагогического совета входят штатные работники
Учреждения: директор, его заместители, педагогические работники.
5.19. Срок действия полномочий Педагогического совета бессрочно. Педагогический совет избирает из своего состава открытым
голосованием председателя и секретаря.
5.20. К компетенции Педагогического совета относится:
определения основных направлений педагогической деятельности,
обсуждение и проведение выбора учебных планов, программ, учебников,
форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;
организация работы по повышению квалификации педагогических
работников, развития их творческой инициативы, распространения
передового педагогического опыта;
принятие решений о приеме, переводе и выпуске кадет, освоивших
образовательные программы основного общего, среднего общего
образования, соответствующий лицензии Учреждения;
принятие решений о формах и порядке проведения промежуточной
аттестации по результатам учебного года, о допуске кадет к итоговой
аттестации, освобождении кадет от промежуточной аттестации на
основании Положения о промежуточной аттестации кадет, переводе в
следующий класс;
14
принятие решений о выдаче соответствующих документов об
образовании государственного образца, о награждении кадет за успехи в
обучении Похвальными листами, выпускников – Грамотами;
принимает решение о мерах педагогического и дисциплинарного
воздействия к кадетам в порядке, определенном Федеральным законом №
273-ФЗ и Уставом Учреждения;
вносит предложение о распределении стимулирующей части фонда
оплаты труда.
5.21. Решения Педагогического совета принимаются большинством
голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов. При
равном количестве голосов решающим является голос председателя
Педагогического совета.
5.22. Решения Педагогического совета оформляются протоколом.
Организацию
выполнения
решений
Педагогического
совета
осуществляет директор Учреждения и ответственные лица, указанные в
решении. Результаты этой работы сообщаются членам Педагогического
совета на последующих его заседаниях.
5.23. Методический совет – является постоянно действующим
коллегиальным органом управления, объединяющий педагогических
работников в целях осуществления руководства методической
деятельностью.
5.24. Во главе Методического совета стоит председатель, который
назначается директором. Периодичность заседаний
Методического
совета один раз в четверть.
В состав Методического совета входят: директор, его заместители,
педагогические работники, педагог-психолог, социальный педагог,
библиотекарь, и др. Методический совет избирает из своего состава
секретаря совета. Секретарь работает на общественных началах.
Методический совет работает по плану, являющемуся составной
частью плана работы Учреждения.
5.25. К компетенции Методического совета относится:
разработка планов, графиков и программ повышения квалификации
и развития профессионального мастерства педагогических работников;
оценка деятельности членов педагогического коллектива,
рекомендации по аттестации педагогических работников, представлению
к званиям, наградам и другим поощрениям;
организация общего руководства методической деятельностью,
проведение педагогических чтений, семинаров, «круглых столов»,
методических конкурсов, выставок, смотров, методических дней, недель,
декад и др.;
анализ и рекомендации к печати и внедрению методических пособий,
программ и другой продукции методической деятельности Учреждения;
планирование и организация работы временных творческих
коллективов, которые создаются по инициативе педагогических
15
работников, руководителя Учреждения, с целью изучения, обобщения
опыта и решения проблем развития Учреждения;
определение направлений работы школы молодого учителя и
наставничества;
5.26. Решения Методического совета принимаются большинством
голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов (если
процесс голосования не оговорен специальным положением). При равном
количестве голосов решающим является голос председателя
Методического
совета.
Организацию
выполнения
решений
Методического совета осуществляет директор Учреждения и
ответственные лица, указанные в решении. Результаты этой работы
сообщаются членам Методического совета на последующих его
заседаниях. Решения Методического совета оформляются протоколом.
5.27. Управляющий совет - это представительный коллегиальный
орган государственно-общественного управления Учреждением,
имеющий определенные Уставом полномочия по решению вопросов
функционирования и развития Учреждения, формируемый из
представителей учредителя, руководства и работников Учреждения,
обучающихся старше 14 лет и родителей (законных представителей)
кадет.
5.28. В состав Управляющего совета по его решению могут быть
кооптированы представители местного сообщества (деятели науки,
культуры, общественные деятели, представители СМИ, депутаты,
работодатели и представители объединений работодателей, специалисты
из сфер профессиональной деятельности, совпадающих с профилем
(профилями) обучения и др.). по письменному приглашению
Учреждения.
5.28.1. Члены Управляющего совета избираются сроком на три года.
Директор Учреждения входит в состав Управляющего совета по
должности.
Члены Управляющего совета из числа кадет избираются собранием
кадет соответствующих параллельных классов Учреждения.
Члены Управляющего совета Учреждения из числа работников
избираются общим собранием работников Учреждения.
Члены Управляющего совета Учреждения из числа родителей
(законных представителей) кадет избираются собранием родителей
(законных представителей) кадет.
5.29. К компетенции Управляющего совета относится:
консолидация предложений и запросов участников образовательного
процесса в разработке и реализации общеобразовательных и иных
программ;
определение основных направлений развития Учреждения;
контроль соблюдения нормативно закрепленных требований к
условиям образовательного процесса;
16
контроль исполнения программы сохранения и развития здоровья
кадет;
содействие по созданию в Учреждении оптимальных условий и форм
организации образовательного процесса через активную работу с
местными органами самоуправления, осуществляющими управление в
сфере образования;
развитие сетевого взаимодействия Учреждения с другими
образовательными организациями и организациями, осуществляющими
образовательную деятельность в других отраслях;
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательного процесса в случаях, когда это необходимо.
5.30. Решения Управляющего совета принимаются большинством
голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов (если
процесс голосования не оговорен специальным положением). При равном
количестве голосов решающим является голос председателя
Управляющего
совета.
Организацию
выполнения
решений
Управляющего совета осуществляет директор Учреждения и
ответственные лица, указанные в решении. Результаты этой работы
сообщаются членам Управляющего совета на последующих его
заседаниях. Решения Управляющего совета оформляются протоколом.
5.31. В целях реализации и защиты законных прав, учета мнения
кадетов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
кадетов по вопросам управления и при принятии учреждением локальных
нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по
инициативе
кадетов,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних кадетов в учреждении создаются Советы кадетов,
Советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних
кадетов.
Участие
кадетов,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних кадетов по вопросам управления Учреждением
осуществляется путем подачи письменных (электронных) обращений в
адрес директора Учреждения затрагивающие права и интересы кадетов.
Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних
кадетов (далее - Совет родителей) формируется на выборной основе
сроком на один год.
Состав Совета родителей избирается на общем собрании родителей
(законных представителей) в начале каждого учебного года и
утверждается приказом директора Учреждения. Из числа Совета
родителей избирается председатель и секретарь. План работы Совета
родителей утверждается на учебный год. Совет родителей проводит свои
заседания не реже 1 раза в четверть.
Заседания Совета родителей правомочно, если на нем присутствует
более половины, избранных членов Совета родителей. Решение считается
принятым, если за него проголосовало более половины членов Совета
17
родителей, присутствующих на заседании. Каждый член Совета
родителей при голосовании имеет право одного голоса. Передача права
голоса другому лицу не допускается. По итогам заседания составляется
протокол заседания Совета родителей, который подписывает
председательствующий на заседании.
Решения Совета родителей носят рекомендательный характер.
Компетенция Совета родителей:
- участие в разработке предложений в проекты локальных
нормативных актов Учреждения, затрагивающих права и законные
интересы несовершеннолетних обучающихся;
- участие в создании безопасных условий осуществления
образовательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических
правил и норм;
- информирование родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся о решениях Совета родителей;
- участие в планировании, подготовке, проведении и анализе
результатов мероприятий Учреждения;
- оказание помощи в организации и проведении общих родительских
собраний;
- проведение разъяснительной работы среди родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам защиты
интересов и прав обучающихся, и их родителей (законных
представителей).
5.32. Совет кадетов формируется на выборной основе сроком не
более 2 лет.
Выборы в Совет кадетов в начале учебного года на общем собрании
обучающихся.
Состав Совета кадетов формируется путём прямых выборов из числа
выдвинутых кандидатур из представителей кадетов – не менее одного
представителя от каждого класса.
Совет кадетов избирает из своего состава председателя и секретаря
Совета кадетов.
Компетенция Совета кадетов:
- выражение обязательного к учету мнения при принятии локальных
нормативных актов Учреждения, затрагивающих права и законные
интересы кадетов;
- участие в рассмотрении и выражение мнения по вопросам,
связанными с нарушениями кадетами учебной дисциплины и правил
внутреннего распорядка Учреждения;
- защита прав, интересов, чести и достоинства кадетов;
Для решения вопросов, входящих в полномочия Совета кадетов,
проводятся заседания Совета кадетов.
Заседание Совета кадетов правомочно, если на нем присутствует
более половины, избранных членов Совета кадетов. Решение считается
18
принятым, если за него проголосовало более половины членов Совета
кадетов, присутствующих на заседании. По итогам заседания
составляется протокол заседания Совета кадетов, который подписывает
председательствующий на заседании.
Решения Совета кадетов носит рекомендательный характер.
6. Организация образовательного и воспитательного процесса
6.1. Образовательные программы основного общего и среднего
общего образования могут быть интегрированы с дополнительными
общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку
несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной
службе
6.2. Основное общее образование, среднее общее образование
являются обязательными уровнями образования. Кадеты, не освоившие
основную образовательную программу основного общего образования,
не допускаются к обучению на следующий уровень общего образования.
Требование обязательности среднего общего образования
применительно к конкретному кадету сохраняет силу до достижения им
возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было
получено ранее.
6.3. Образовательные программы основного общего и среднего
общего образования являются преемственными, то есть каждая
последующая программа базируется на предыдущей.
6.4. Образовательная деятельность
осуществляется на основе
учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого Учреждением
самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий и годовым
учебным графиком. Годовые учебные графики учебных занятий
разрабатываются и утверждаются самостоятельно Учреждением.
Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание
обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного
пребывания кадет в Учреждении.
6.5. Учебный год начинается с 1 сентября. Продолжительность
учебного года не менее 34 недель без учета государственной (итоговой)
аттестации. Продолжительность каникул в течение учебного года – 30
календарных дней, летом – 8 календарных недель.
По окончании учебного года для кадет 8,10 классов устанавливаются
практические полевые занятия, которые проводятся в рамках
дополнительных общеразвивающих программ, имеющих целью
подготовку к военной службе.
6.6. Языком обучения и воспитания в Учреждении является русский
язык. Изучение родных языков, башкирского языка как государственного
языка Республики Башкортостан осуществляется на добровольной
основе. Родители (законные представители) кадет имеют право на выбор
19
родного языка для изучения детьми башкирского языка как
государственного языка Республики Башкортостан. Выбор родного языка
осуществляется в пределах возможностей Учреждения. Подтверждением
мнения родителей (законных представителей) о выборе для изучения
родного языка и башкирского языка как государственного языка
Республики Башкортостан является их письменное заявление.
Изучение
иностранных
языков
проводится
согласно
образовательной программе в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами.
6.7. Учреждение осуществляет образовательную деятельность с
учетом дополнительных общеразвивающих программ, имеющих целью
подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной
государственной службе в соответствии с уровнями образования:
основное общее образование, направленное на становление и
формирование личности кадет (формирование нравственных убеждений,
эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры
межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук,
государственным языком Российской Федерации и Республики
Башкортостан, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению);
среднее общее образование, направленное на дальнейшее
становление и формирование личности кадет, развитие интереса к
познанию и творческих способностей кадет, формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и
профессиональной
ориентации
содержания
среднего
общего
образования, подготовку к жизни в обществе, самостоятельному
жизненному
выбору,
продолжению
образования
и
началу
профессиональной деятельности.
6.8. Количество классов в Учреждении определяется в соответствии
с санитарными нормами и в зависимости от имеющихся условий
осуществления образовательного процесса.
6.9. Наполняемость каждого класса не должна превышать 20 человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно
комплектование классов с меньшей наполняемостью.
6.10. Текущий контроль успеваемости кадет осуществляется
педагогическими работниками по 5 – балльной системе (минимальный
балл – 1; максимальный балл – 5). Учитель, проверяя и оценивая работы
(в том числе контрольные), устные ответы кадет, достигнутые ими
навыки и умения, выставляют оценку в классный (электронный) журнал.
6.11. Перевод кадета в следующий класс производится по решению
Педагогического совета, на основании приказа директора Учреждения.
6.12. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации
по одному или нескольким учебным предметам или не прохождение
20
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью.
6.13. Кадеты, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению
родителей (законных представителей) кадет оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным
программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану.
6.14. Освоение образовательных программ основного общего,
среднего общего образования завершается обязательной итоговой
аттестацией кадет.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую
образовательную программу учебного года, переводятся в следующий
класс. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по
уважительным причинам или имеющие академическую задолженность,
переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся в Организации по
общеобразовательным
программам,
не
ликвидировавшие
в
установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, по усмотрению их родителей (законных представителей),
оставляются на повторное обучение.
6.15. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую
аттестацию по образовательным программам основного общего и
среднего
общего
образования,
выдается
в
установленном
законодательством об образовании порядке аттестат об основном общем
или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего
образования соответствующего уровня.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на
итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам,
освоившим часть образовательной программы основного общего и
среднего общего образования и (или) отчисленным из Организации,
выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу,
самостоятельно устанавливаемому Организацией (далее - справка).
Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации
или
получившие
на
государственной
итоговой
аттестации
неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную
итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
соответствующим
образовательным программам.
6.16. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание
обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного
пребывания кадет в Учреждении.
Режим занятий кадет устанавливается локальными нормативными
актами Учреждения в соответствии с законодательством Российской
21
Федерации. Для всех видов занятий академический час устанавливается
продолжительностью не более 40 минут. Недельная нагрузка кадет
регламентируется санитарными нормами, установленными для
общеобразовательных учреждений и школ-интернатов.
6.17. Задания для самостоятельной подготовки в Учреждении
обязательны. Они выполняются на специально отведенных в распорядке
дня часах самостоятельной подготовки. Занятия самостоятельной
подготовки проводятся под руководством воспитателей.
6.18. В период летних каникул администрация Учреждения оказывает
содействие в организации отдыха кадет в оздоровительных, молодежных
и туристских лагерях, лагерях труда и отдыха.
По просьбе родителей (законных представителей) директор может
отпускать кадет домой на время каникул, в воскресные и праздничные
дни, а по уважительным причинам - и в другие дни.
6.19. Воспитательная работа в Учреждении является частью
общеобразовательного процесса, одним из видов деятельности, а также
нацелена на подготовку к военной или иной государственной службе,
базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и
национальной культуры, истории Российского государства, выдающихся
примерах служения закону и Отечеству.
6.20. Воспитательный процесс организуется на основе комплексного
подхода к решению задач интеллектуального, патриотического, духовнонравственного, физического, трудового, правового и эстетического
воспитания. При этом его основные задачи реализуются в процессе
повседневной жизни кадет, в совместной учебной и других видах
деятельности кадет и остальных участников образовательного процесса.
6.21. Принуждение кадет к вступлению в общественные
объединения, в том числе в политические партии, а также
принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и
участию в агитационных кампаниях и политических акциях не
допускается.
6.22. Кадеты могут заниматься в музыкальных, художественных,
спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей,
в различных кружках и секциях, создаваемых на базе и вне Учреждения,
а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и
других массовых мероприятиях.
6.23. Эффективность воспитательного процесса достигается
поддержанием образцового внутреннего порядка и высокой организацией
классов, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни,
быта и досуга кадет, всесторонним информационным обеспечением, а
также сочетанием высокой требовательности к кадетам с уважением их
личного достоинства, демонстрацией руководителями и работниками
Учреждения примера для подражания.
22
Основной формой воспитания является систематическая и
целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с каждым
кадетом в соответствии с профилем деятельности Учреждения.
6.24. Воспитательная работа с кадетами в Учреждении планируется
в масштабе на весь период обучения, а также на учебный год и месяц.
6.25 Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору
мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом.
Привлечение обучающихся к
труду,
не
предусмотренному
образовательной программой, осуществляется в соответствии с
требованиями трудового законодательства.
6.26 До призыва на военную службу граждане мужского пола
проходят подготовку по основам военной службы в образовательных
организациях в рамках освоения образовательной программы среднего
общего образования или среднего профессионального образования.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы
осуществляется
педагогическими
работниками
указанных
образовательных организаций в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы
предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
7. Участники учебно-воспитательного процесса,
работники, их права, обязанности и ответственность
7.1. К работникам Учреждения относятся педагогические работники
и иные работники Учреждения.
7.2. Право на занятие должностей, предусмотренных п. 7.1 Устава
имеют лица, соответствующие квалификационным требованиям,
указанным
в
квалификационных
справочниках,
и
(или)
профессиональным стандартам.
7.3. Права, обязанности и ответственность работников Учреждения,
занимающих должности, предусмотренных п. 7.1 устанавливаются
Уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными
инструкциями и трудовыми договорами.
7.4. Отношения работников и Учреждения, возникающие на
основании
трудового
договора,
регулируются
трудовым
законодательством.
При заключении трудового договора, работник представляет справку
о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного
преследования либо о прекращении уголовного преследования по
реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
23
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних
дел.
7.5. К трудовой деятельности не допускаются лица, имеющие или
имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в
отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за
преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства
личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический
стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и
половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних,
здоровья населения и общественной нравственности,
основ
конституционного строя и безопасности государства, а также против
общественной безопасности.
7.6. К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или
подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц,
уголовное преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и
здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением
незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и
оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы
личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и
общественной нравственности,
основ конституционного строя и
безопасности государства, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные
тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в области здравоохранения.
7.7. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие
образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации».
7.8. Работники Учреждения имеют право на:
защиту чести, достоинства и деловой репутации;
участие в управлении Учреждением в порядке, определяемом
Уставом;
избрание (быть избранными) в коллегиальные органы управления
Учреждением, участие в обсуждении и решении вопросов деятельности
24
Учреждения, в том числе через коллегиальные органы управления и
общественные организации;
обжалование приказов администрации Учреждения в установленном
законодательством Российской Федерации порядке;
получение необходимого организационного, учебно-методического
и материально-технического обеспечения своей профессиональной
деятельности, пользование библиотеками, информационными ресурсами,
услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных
и других подразделений Учреждения в соответствии с Уставом и
коллективным договором;
условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
7.9. Каждый работник обязан:
выполнять Устав Учреждения;
выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к осложнению
морально-психологического климата в коллективе;
качественно выполнять возложенные на него обязанности;
бережно относиться к имуществу Учреждения.
7.10. Педагогические работники пользуются следующими
академическими правами на:
прохождение аттестации для установления соответствующего
уровня его квалификации, предъявляемым к первой или высшей
квалификационным
категориям,
подтверждения
соответствия
педагогического работника занимаемой им должности;
свободное преподавание, свободное выражение своего мнения,
свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
свободный выбор и использование педагогически обоснованных
форм, средств, методов обучения и воспитания;
на творческую инициативу, разработку и применение авторских
программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой
образовательной программы;
на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств
обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в
порядке, установленном законодательством об образовании;
на участие в разработке образовательных программ, в том числе
учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и
иных компонентов образовательных программ;
на осуществление научной, научно-технической, творческой,
исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и
международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
на бесплатное пользование библиотекой Учреждения и
информационными ресурсами, а также доступ к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим
25
материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам
обеспечения образовательной деятельности, необходимым для
качественного
осуществления
педагогической,
научной
или
исследовательской деятельности в Учреждении;
на участие в управлении Учреждением, в том числе в коллегиальных
органах управления, в порядке, установленном Уставом;
на участие в обсуждении вопросов, относящихся к образовательной
деятельности Учреждения, в том числе через органы управления и
общественные организации;
на объединение в общественные профессиональные организации в
формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской
Федерации;
на обращение в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений Учреждения;
на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое
и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики
педагогических работников Учреждения.
Указанные академические права должны осуществляться с
соблюдением прав других участников образовательных отношений
Учреждения.
7.11. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и
социальные гарантии:
на сокращенную продолжительность рабочего времени;
на дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через
каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные
федеральными законами и законодательными актами субъектов
Российской Федерации.
7.12. Педагогические работники Учреждения обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном
уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых
учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать
требованиям профессиональной этики;
уважать честь и достоинство кадет и других участников
образовательных отношений;
развивать у кадет познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую
26
позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира,
формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
качество образования формы, методы обучения и воспитания;
учитывать особенности психофизического развития кадет и
состояние их здоровья, взаимодействовать при необходимости с
медицинскими организациями;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в
порядке, установленном законодательством об образовании;
проходить в соответствии с трудовым законодательством
предварительные при поступлении на работу и периодические
медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по
направлению работодателя;
проходить в установленном законодательством Российской
Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области
охраны труда;
соблюдать Устав Учреждения, правила внутреннего трудового
распорядка;
уважать честь и достоинство кадет и других участников
образовательных отношений.
7.13. Педагогическим работникам запрещается:
использовать образовательную деятельность для политической
агитации;
принуждать кадет к принятию политических, религиозных или иных
убеждений либо отказу от них;
проводить агитацию по разжиганию социальной, расовой,
национальной или религиозной розни;
посредством сообщения кадетам недостоверных сведений об
исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях
народов, а также для побуждения кадет к действиям, противоречащим
Конституции Российской Федерации, Республики Башкортостан
проводить
агитацию,
пропагандирующую
исключительность,
превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной,
расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их
отношения к религии.
7.14. Работники Учреждения несут ответственность:
за нарушение правил внутреннего трудового распорядка;
трудовой дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение
возложенных на них трудовых обязанностей по вине работника;
за нарушение норм профессионального поведения;
за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них
обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены
законодательством Российской Федерации;
27
за нарушение настоящего Устава.
7.15 Педагогический работник организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального
предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги
обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту
интересов педагогического работника.
8. Права, меры социальной поддержки и стимулирования,
обязанности кадет Учреждения
8.1. Кадеты имеют право на:
получение бесплатного общего образования (основного общего,
среднего общего) в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами;
выбор формы обучения;
получение дополнительных (в том числе платных) образовательных
услуг;
участие в управлении Учреждением в форме, определяемой ее
Уставом;
получение социально-педагогической и психологической помощи,
бесплатной психолого-педагогической коррекции;
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение, в пределах осваиваемой общеобразовательной
программы в порядке, установленном локальными нормативными актами
Учреждения;
выбор факультативных и элективных курсов из перечня,
предлагаемого Учреждением,
зачет Учреждением результатов освоения кадетами учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;
перевод в другую образовательную организацию, реализующую
образовательную программу соответствующего уровня;
обжалование актов Учреждения в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
совмещение получения образования с работой без ущерба для
освоения
общеобразовательной
программы,
выполнения
индивидуального учебного плана;
получение информации от Учреждения о положении в сфере
занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими
профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
обеспечение питанием;
28
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм
физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану
жизни и здоровья;
свободу совести, информации, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений;
каникулы - плановые перерывы при получении образования для
отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об
образовании и календарным учебным графиком;
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с
уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности,
со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной
документацией,
другими
документами,
регламентирующими
организацию и осуществление образовательной деятельности в
Учреждении;
бесплатное пользование библиотекой Учреждения, учебной, научной
базой Учреждения;
пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами
культуры и объектами спорта Учреждения;
развитие своих творческих способностей и интересов, включая
участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных
мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных
спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
опубликование своих работ в изданиях Учреждения на бесплатной
основе;
поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной,
общественной,
научной,
научно-технической,
творческой,
экспериментальной и инновационной деятельности;
обеспечение местом в общежитии.
8.2. Кадеты обязаны:
добросовестно осваивать общеобразовательную программу,
выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать
предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным
планом учебные занятия;
осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять
задания,
данные
педагогическими
работниками
в
рамках
общеобразовательной программы;
выполнять требования Устава Учреждения, распорядок дня, правил
проживания в общежитии и иных локальных нормативных актов по
вопросам организации и осуществления образовательной деятельности
Учреждения;
заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья,
стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и
самосовершенствованию;
29
уважать честь и достоинство других кадет и работников Учреждения,
не создавать препятствий для получения образования другими кадетами;
бережно относиться к имуществу Учреждения.
Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства кадет, педагогических работников.
Применение физического и (или) психического насилия по отношению к
кадетам не допускается.
За неисполнение или нарушение устава Учреждения, правил
внутреннего распорядка, правил и иных локальных нормативных актов
по вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности к кадетам могут быть применены меры дисциплинарного
взыскания - замечание, выговор, отчисление из Учреждения.
Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к
кадетам во время их болезни и каникул.
8.3. Кадетам запрещается:
приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки,
табачные изделия, токсические и наркотические вещества;
использовать любые средства и вещества, которые могут привести к
взрывам и пожарам;
производить любые действия, влекущие за собой опасные
последствия для окружающих;
использование непристойных выражений, жестов, сквернословие;
пропускать обязательные занятия без уважительной причины;
применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания
и вымогательства;
использовать средства связи (телефон, планшет, ноутбук).
Иные права и обязанности кадет устанавливаются договором об
образовании, иными локальными актами Учреждения.
9. Права, обязанность и ответственность родителей (законных
представителей) кадет
9.1. Родители (законные представители) кадет имеют право на:
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед
всеми другими лицами;
выбор форм получения образования, образовательные организации;
выбирать до завершения получения ребенком основного общего
образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования,
факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины
(модули) из перечня, предлагаемого Учреждением.
знакомство с Уставом Учреждения, лицензией на осуществление
образовательной деятельности, со свидетельством о государственной
аккредитации, с учебно-программной документацией и другими
30
документами, регламентирующими организацию осуществления
образовательной деятельности Учреждения;
знакомство с содержанием образования, используемыми методами
обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с
оценками успеваемости своих детей;
защиту прав и законных интересов своих детей;
получение информации обо всех видах планируемых обследований
(психологических, психолого-педагогических) кадет, давать согласие на
проведение таких обследований или участия в таких обследованиях,
отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о
результатах проведения обследования кадет;
участие в управлении Учреждения в форме, определяемой
настоящим Уставом;
9.2. Родители (законные представители) кадет обязаны:
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка;
обеспечить получение детьми основного общего образования;
соблюдать правила внутреннего распорядка Учреждения, правила
проживания, обучающихся в общежитии, требования локальных
нормативных актов, которые устанавливают режим занятий кадет,
порядок
регламентации
образовательных
отношений
между
Учреждением и кадетами, и их родителями (законными представителями)
и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих
отношений;
уважать честь и достоинство кадет и работников Учреждения;
9.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей
родители (законные представители) несовершеннолетних детей несут
ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации, Республики Башкортостан.
9.4. Отношения между Учреждением и родителями (законными
представителями) регулируются договором между ними, который не
может ограничивать установленные законом права сторон.
10. Реорганизация и ликвидация Учреждения
10.1. Реорганизация Учреждения (слияние, присоединение,
разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по
решению Правительства Республики Башкортостан или по решению суда
в установленном законодательством порядке.
10.2. Учреждение может быть ликвидировано по решению
Правительства Республики Башкортостан или суда.
10.3 При ликвидации Учреждения имущество, оставшееся после
удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в
соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание по
31
обязательствам Учреждения направляется на цели развития образования,
определяемые Учредителем по согласованию с Министерством
земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
10.4. При ликвидации Учреждения документы постоянного
хранения, имеющие научно-историческое значение, документы по
личному составу (приказы, личные дела, карточки учета и т.п.)
передаются на хранение в архивные фонды по месту нахождения
Учреждения. Передача и упорядочение документов осуществляются
силами и за счет средств Учреждения в соответствии с требованиями
архивных органов.
10.5. Ликвидация считается завершенной, а Учреждение
прекратившим свое существование после внесения об этом записи в
Единый государственный реестр юридических лиц.
11. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящий
Устав
11.1. Изменения и дополнения, вносимые в настоящий Устав,
утверждаются Учредителем и подлежат государственной регистрации.
11.2. Государственная регистрация изменений и дополнений,
вносимых в настоящий Устав, осуществляется в установленном порядке.
11.3. Изменения и дополнения, вносимые в настоящий Устав,
вступают в силу с момента их государственной регистрации.
12. Перечень и порядок принятия локальных актов
Учреждения
12.1. Виды локальных актов Учреждения:
Устав;
коллективный договор;
правила внутреннего трудового распорядка;
приказы директора;
должностные инструкции;
иные виды локальных актов, обеспечивающих организацию
образовательного процесса.
12.2. Определение вопросов, по которым требуется разработка, и
утверждение локального акта выявляется и обсуждается в ходе
совещаний, собраний.
С инициативой создания локального акта могут выступить:
работники Учреждения при выявлении в ходе работы
неурегулированных вопросов деятельности;
кадеты, родители (законные представители) кадет в целях учета
мнения, затрагивающего их права и законные интересы.
32
12.3. Порядок разработки проекта локального акта определяется
приказом директора, в котором указывается состав рабочей группы,
назначается руководитель рабочей группы, определяются этапы и
устанавливаются сроки для согласования и утверждение локального акта.
12.4. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих
права кадетов и работников Учреждения, учитывается мнение совета
кадетов и совета родителей, а также в порядке и в случаях, которые
предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов
работников. В срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения
документа представительные органы направляют директору Учреждения
свое мотивированное мнение в письменной форме. В случае несогласия с
проектом локального акта или внесения предложений по его улучшению
директор Учреждения обязан провести дополнительные консультации с
представительными органами.
Все
разногласия
оформляются
протоколом. Только после этого директор вправе принять локальный акт.
12.5. Локальный акт вступает в силу со дня его принятия или со дня,
указанного в локальном акте. Может приниматься путем издания приказа,
в котором необходимо отразить дату введения локального акта в
действие, сроки действия, указание на ознакомление работников
Учреждения, представительных органов Учреждения с локальным актом
и сроки для этого.
12.6. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие
положение кадет или работников Учреждения по сравнению с
установленным законодательством об образовании, трудовым
законодательством положением либо принятые с нарушением
установленного порядка, не применяются и подлежат отмене
Учреждением.
12.7. Директор Учреждения вправе вносить изменения в локальные
акты в следующих случаях:
в связи со вступлением в силу либо изменениями законодательств
или другого нормативного правового акта, содержащего нормы
трудового права, коллективного договора;
Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный акт
разрабатывался и утверждался первоначально. Если локальные акты
принимались с учетом мнения представительных органов Учреждения,
изменения могут быть внесены только при соблюдении порядка учета
мнения этих органов.
12.8. Основанием для прекращения действия локального акта может
быть следующее:
истечение срока действия
отмена (признание утратившего силу)
вступление в силу закона или другого нормативного правового акта,
устанавливающего более высокий уровень гарантий работникам и
кадетам Учреждения, по сравнению с действующим локальным актом.
33
34